Святая вода (агиасма) в переводе с греческого — святыня. Эту святыню каждый православный в праздник Крещения приносит домой, причащается с молитвой, чтобы она очищала от скверны, спасала от недугов. О традиции использования священной воды священнослужителями упоминается еще в Ветхом завете. В христианской истории использование святой воды, по Священному Преданию, было положено во ІІ веке, что связано с Евангельской историей крещения Иисуса Христа в реке Иордан.
Святители Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский в ІV веке описывают необычные качества воды, набранной из источников в праздник дня Богоявления. Такая вода хранится долго, оставаясь свежей, не портится и обладает целебными свойствами. Люди набирали в этот день воду просто из источников, несли домой, хранили год и более. Однако, святители ничего не упоминают о каких — либо действиях над водой со стороны священнослужителей, включая молитвы. Было только знамение господне на всю воду в источниках вблизи храмов. То есть, святая вода — благодать божья, ниспосланная людям, которую впервые человек принимает во время крещения, трижды окунаясь в купель со святой водой.
Совершение молитвы над Богоявленской водой вошло в традиции церковных богослужений позже, в V веке. В день Богоявления и накануне, в Крещенский сочельник, в всех православных храмах осуществляется великое водоосвящение с поминовением Богородицы и воспеванием Символа веры. Освящение воды проводится и непосредственно на водоемах, в специально прорубленных прорубях, иорданках. По церковным канонам, агиасма является связующей между духовным и телесным, а также как ступень Святого причащения христианина.